Это автоматически созданная статическая страница сайта.
Если вы обладаете необходимыми правами, вы можете редактировать
её содержимое, используя ссылки справа.
Консультации для родителей:
«Характер ребёнка зависит от вас».
Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).
Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.
Характер ребенка не предопределен наследственными свойствами нервной системы. Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка. Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.
Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.
Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.
С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), или напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.
Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.
Заведующий учреждения образования Разумова Светлана Александровна
«Адаптация - это проблема не только воспитателя».
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Прежде чем отдать ребенка в детский сад, необходимо провести соответствующую подготовку. Постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20 дню пребывания нормализуется сон, аппетит, контакты со сверстниками и взрослыми, низкая заболеваемость;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в саду, нервно-психическое развитие несколько замедляется, выше заболеваемость;
- тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений от 2-х до 6-ти месяцев и больше.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности ребенка и возраста (оптимальный возраст – 2 года);
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой дома и в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
- упрямство (перевозбуждение нервной системы, переутомление, стремление к самостоятельности, протест, избалованность) ;
- грубость, дерзость (неуважение взрослых к ребенку, недостаточное развитие воли, утомление от однообразной деятельности);
- лживость (болезнь, страх наказания, желание привлечь к себе внимание);
- лень (неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия, не поощряют ребенка, а критикуют его недостатки).
Рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка:
• заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад: учить самостоятельно кушать, совершать туалет, приучать к элементарным навыкам одевания, отучить от соски;
• перед поступлением в детский сад заранее знакомиться с воспитателем и детьми: приходить на участок во время прогулки;
• помните, что привыкание ребенка должно быть постепенным;
• нельзя пропускать ни одного дня;
• во время общения с воспитателем быть вежливым и приветливым. У маленького ребенка развита интуиция и если мама улыбается педагогу, значит, ему можно доверять;
• постоянно говорить малышу, как интересно и весело в детском саду, много игрушек и очень хорошие взрослые;
• нужно быть терпеливым и ласковым со своим ребенком, постоянно внушать, что вы его любите и всегда заберете из детского сада;
• нельзя пугать детским садом;
• старайтесь соблюдать дома режим группы;
• обратите внимание на полноценное питание вашего малыша и витаминизацию во время адаптации;
•больше уделяйте внимание своему ребенку: разговаривайте, читайте, играйте и просто жалейте;
• нельзя ругать малыша и тем более наказывать;
• можно дать с собой любимую игрушку вашего ребенка;
•давайте больше воды, это отвлекает малыша от переживаний;
• успешная адаптация возможна только при тесном сотрудничестве с педагогом.
Заведующий учреждения образования Разумова Светлана Александровна
«Этот удивительный ранний возраст».
Ранний возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Так в чём же его необыкновенность?
Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность - главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.
В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть "посеяны" уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.
ДЕТСКАЯ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей.
Застенчивость может быть душевным недугом. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.
Быть застенчивым - значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.
Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём "недостатке", и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера.
Несколько советов родителям, дети которых застенчивы.
* Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
* Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его. Дайте малышу возможность проявить самостоятельность и активность, дайте ему определённую меру свободы действий. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в себе и своих силах.
* Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с "чужими взрослыми": попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
* Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.
Заведующий учреждения образования Разумова Светлана Александровна
Рекомендации для родителей
Подготовка ребёнка к детскому саду.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
• Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть, одеваться и т.п.
• Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.
• Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться. Следует проговорить с ребенком и возможные трудности, к кому он может обратиться за помощью, например, когда захочет пить, как он это сделает.
• Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).
• Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
• Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.
• Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
• Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.
• По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.
• Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.
Заведующий учреждения образования Разумова Светлана Александровна
Сообщение для родителей:
«Самоуважение, как его воспитывать».
Высокий уровень самоуважения - очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных достоинств. Если ребёнок делает что-то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые. Он стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности.
Ребёнку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать возможность проявить свои способности. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно.
Родители должны задуматься: "Что даётся ребёнку легче всего?" Понаблюдайте за ребёнком. Посмотрите, чем он любит заниматься, какие виды предпочитает. Скорее всего он будет выбирать такие дела, которые ему удаются.
Взрослые должны так организовать жизнь детей, чтобы они могли подтверждать и развивать свой успех. Очень важно поддерживать энтузиазм детей.
Иногда родителям следует пересмотреть свои взгляды на то, какие занятия подходят мальчикам, а какие девочкам. Мальчик может предпочесть танцы, а девочка - каратэ. Главное, чтобы родители проявили понимание. Интересы детей часто меняются, но чувство того, что родители их понимают, останется на всю жизнь.
Есть и другие способы развить успехи детей. Пусть ребёнок выполняет какие-нибудь несложные поручения. Ребёнок может, например, расставить тарелки на столе, подмести в кухне после обеда. Ребёнок бывает очень доволен, когда нарисованный им рисунок вешают на стену или холодильник.
Важно, чтобы ребёнок успешно справлялся с новыми видами деятельности. Успех в данном случае определяется не столько конечным результатом, сколько стремлением ребёнка научиться чему-то новому.
Разделите задание для ребёнка на серию маленьких заданий. Когда он выполнит первое, переходите ко второму, третьему и т. д. Хвалите его по ходу дела. Не торопите ребёнка и не спешите что-нибудь сами за него сделать. Этим вы заставите его почувствовать себя некомпетентным. Затраченное вами время и усилия окупятся сторицею - ребёнок будет уважать себя.
Проводите как можно больше времени с ребёнком. Он поймёт, что его ценят. Он чувствует свою значимость, когда родители откладывают ради него разные важные "взрослые" дела. Прислушивайтесь к мнению ребёнка. Девочка почувствует себя счастливой, если мама спросит, какое блюдо приготовить на обед или какое платье надеть в гости. Для ребёнка это чудесное переживание - когда взрослые воспринимают его серьёзно.
Похвала - основа формирования самоуважения. Это признание достоинств ребёнка. Ребёнок нуждается в том, чтобы его похвалили.
Наиболее полезна конкретная похвала. Лучше сказать ребёнку, который едет на велосипеде: "Ты молодец, что остановился на углу", чем просто констатировать: "Ты молодец". Вы подчеркнёте желательное поведение, и ребёнок поймёт, как он должен себя вести, а не только порадуется, что он просто "молодец", и не будет знать почему.
Подумайте, прежде, чем похвалить сына или дочь. Не очень удачный комплимент типа: "Ты намного щедрее, чем твой брат". Ребёнка нужно хвалить за хороший поступок ("Молодец, ты поделился печеньем"), а не за то, что он лучше брата.
Нужно научить ребёнка самому признавать собственные достижения, иначе он останется зависимым от мнения других. Добивайтесь, чтобы ребёнок мог оценить собственные умения. Что он умеет делать хорошо? Как он это делает? Если ребёнок приносит из детского сада рисунок, пусть расскажет, почему он ему нравится. Если построил из кубиков дом, спросите, как он сумел их составить.
Ребёнок должен стремиться утвердить свой авторитет. Дайте ему возможность "просвещать" других детей.
Заведующий учреждения образования Разумова Светлана Александровна
Практикум для родителей.
«Ловкие пальчики»
Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие, среди же левшей гораздо больше встречаются дети с задержкой речевого развития, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
Упражнение "Сорока-белобока"
Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
Интенсивное растирание каждого пальца
Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
"Кольцо"
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
при этом можно читать ребенку стихотворение:
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
"Пальцы здороваются"
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Пчела"
выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;
Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!
"Человечек"
указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!
"Коза"
вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
Я коза-дереза,
Все деревни я гроза!
Забодаю я рогами,
Дай мне каши с пирогами!
У меня крутые рожки,
Дай конфеток мне немножко!
"Очки"
образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
Глазки у волчонка,
Глазки у зайчонка,
Глазки у котенка,
Глазки у козленка,
Глазки у цыпленка,
Глазки у утенка,
Глазки у лисенка,
Глазки у ребенка!
"Зайчик"
вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Деревья"
поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
"Птички летят"
пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
"Сгибание-разгибание пальцев"
поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
"Крыша"
соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
Заходите к нам в домишко!
Здесь живут кроты и мышки,
Волк, барашек, лягушонок,
Косолапый медвежонок!
"Кулак-ребро-ладонь"
на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
“Стул”
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
«Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье».
“Стол”
(левая рука – в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
«У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка».
“Лодка”
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
«Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки».
“Пароход”
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
«Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка».
Развитию ручной моторики способствуют также:
*Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
*Нанизывание бус, бисероплетение;
*Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
*Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
*Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
*Рисование по точкам, пунктирным линиям;
*Очень хорошо себя зарекомендовала разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
– застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
- Изготовление гирлянд, бус.
- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.
- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и, в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.
- Хорошим занятием послужит игра с телефоном.
Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
Можно обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Вот с помощью таких интересных игр и упражнений вы родители будете проводить время, играть и развивать вашего ребенка!
Заведующий учреждения образования Разумова Светлана Александровна
Огромные возможности простой раскраски
Раскрашивая различные по форме предметы, дети пополняют свои знания об окружающем мире, знакомятся с цветовым спектром, штрихуя, развивают мелкую моторику, аккуратность и художественный вкус.
Начинать знакомство детей с раскрашиванием карандашами или красками лучше с двух лет.
Раскраски для детей 2-4 лет должны быть четкими и с минимум мелких деталей. Учась правильно держать в руках карандаш, ребенок готовит свою руку к письму.
Раскраски стимулируют ребенка познавать закономерности этого огромного мира и способствуют воплощению на бумагу собственных цветовых фантазий. Поэтому не надо ругать ребенка, если на раскраске появятся синее солнце, зеленое небо и красная трава.
После того как ребенок научится раскрашивать картинки карандашами, ему можно показать возможности красок. Для этого лучше чтобы раскраски были на отдельных альбомных листах. В этот увлекательный процесс можно добавить немного "магии", показав малышу "волшебное" превращение красок. Для этого нужно всего лишь смешать разные краски и создать новый цвет. Так, синяя и желтая краски превратятся в зеленую, красная и желтая - в оранжевую.
Подрастая, дети начинают отдавать предпочтение раскраскам разным по тематике. Так, маленькие леди выбирают специальные раскраски для девочек, в которых нужно разрисовать милых зверят, нарядных принцесс или любимых героинь мультфильмов. Раскрашивая красивые наряды, девочки учатся чувству стиля, аккуратности.
Раскраски для мальчиков - это, как правило, всевозможная техника. Разукрашивая такие раскраски, ребята изучают разнообразные виды транспорта и его детали: колесо, руль, фара и т.д. Расширяется словарный запас.
Заведующий учреждения образования Разумова Светлана Александровна
Идем в школу. В 6 или 7 лет?
Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы проводили бессонные ночи над детской кроваткой, делали с ребенком первые шаги, отвечали на бесконечные "почему", долгие часы читали вслух детские книжки, радовались всему новому, что удавалось малышу. А сегодня, смотри-ка, подрос, не по годам смышленый. Мы в его время такого не знали. И все-то он умеет: читает, складывает. Не пора ли ему в школу?
Раньше все было гораздо проще — в школу шли с семи лет. Но ветер перемен и нахлынувшие школьные реформы сделали свое дело. Все шестилетки стали отправляться за парту.
Но как правильно принять решение и ответить на вопрос: в 6 или в 7? Ведь от успешного старта зависит вся школьная судьба ребенка.
Случается, что в семье растет активный "почемучка", которому интересно буквально все. Он знает гораздо больше своих сверстников, с пеленок освоил азбуку, в 5 лет прочитал весь букварь, с интересом слушает книжки. Родители с радостью отдают свое чадо в первый класс. "Наш малыш вполне готов, пусть развивается дальше", — считают они. Дни идут за днями, а ребенок приходит со школы уставший, не хочет учить уроки, плохо спит, похудел, вчерашние любимые книжки его совсем не радуют, даже стал отставать. В чем дело? Ведь все начиналось так хорошо, К ужасу родителей, малыша приходится забирать из первого класса и ждать еще целый год.
Или другой случай. Сынишка растет не только любознательным, но и слишком подвижным. Родители решают: "Пусть идет в школу, там его научат дисциплине". Ничего подобного. Учителя жалуются: на уроках ребенок не может сидеть спокойно, делает замечания учительнице, вскакивает, когда его не спрашивают, и старается ответить за товарища, потому что все знает. Никакого сладу.
Важно понять, что не только элементарные навыки (чтение, письмо) и интеллектуальные способности определяют школьную зрелость. Должна учитываться и психологическая готовность, отношение к новой социальной роли школьника, принятие новых обязанностей и требований. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу?" многие дети отвечают: "Хочу". А вы спросите: "Почему?" Если ребенок говорит: "Все идут и я пойду", "Я там
буду играть с одноклассниками", "Мне купят портфель и пенал", то осознанной потребности в обучении у него еще нет, а желание сменить обстановку кажется заманчивым. Нужно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учебой. "Хочу научиться читать и писать", "Хочу вырасти умным" — это уже сознательная ступенька вверх ко "взрослости", к знаниям.
Необходимо обратить внимание на волевую готовность малыша, то есть способность управлять своим вниманием и поведением. Может ли ваш 6-летний ребенок не идти на поводу у своего "хочу — не хочу", а выполнять ваши требования, просьбы, отвечать за постоянное поручение по дому? Способен ли он поставить цель, приложить определенные усилия в преодолении трудностей? Если да, то в школе он будет чувствовать себя хорошо.
Если ребенок часто болеет (тем более, у него хронические заболевания), быстро устает, не спешите его отдавать в школу — пусть он окрепнет. Если ребенок рослый, крепкий и вполне здоровый, то уже в 6 лет он без труда выдержит школьные нагрузки.
Обратите внимание на темперамент и индивидуальные особенности малыша. Легко возбудимым, эмоциональным, подвижным детям (чаще такими бывают мальчики) трудно сосредоточиться, выполнить задание, требующее аккуратности. Их интересует все вокруг, они познают мир через движение, поступки. Таким детям лучше идти в школу в 7 лет, потому что им нужно набегаться, наиграться. Если ребенок вялый, медлительный, неуверенный в себе, то лишний год дома ему пойдет на пользу.
Есть дети неторопливые, усидчивые, любознательные (чаще девочки). Они уже в 6 лет подолгу рассматривают картинки, внимательно слушают взрослых, доводят начатое дело до конца. Таким детям в школе будет сопутствовать успех и благополучие.
Удивительно, но ребенок в 7 лет очень отличается от себя же самого 6-летнего. За год он не только растет, но и делает качественный скачок в развитии. Ребенок "взрослеет" прямо на глазах. И чем старше он становится, тем проще и естественнее будет переход к напряженной школьной жизни. Но, как говорится, главное не передержать дошкольника дома, чтобы не перегорело желание учиться.
Если вы решили не отдавать ребенка в 6 лет в школу, то важно не упустить этот "золотой" возраст и использовать его не только для подготовки к школе. В этот период у малыша очень высокая творческая активность. С приходом в школу яркое свободное творчество уступает место заучиванию, овладению навыками. Поэтому именно сейчас можно начать обучение музыке, живописи, лепке, танцам. Полезно отдать ребенка в спортивную секцию, например, на плавание.
Заведующий учреждения образования Разумова Светлана Александровна
|