САВЕТ МІНІСТРАЎ |
СОВЕТ МИНИСТРОВ |
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ |
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ |
П А С Т А Н О В А |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ |
|||
15 января 2019 г. |
№ |
22 |
||
г. Мінск |
г. Минск |
|||
О признании детей находящимися
в социально опасном положении
В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).
2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.
3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.
Премьер-министр |
С.Румас |
Республики Беларусь |
Приложение к постановлению Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22
Критерии и показатели социально опасного положения
Критерии социально |
Показатели социально опасного положения |
|
опасного положения |
||
1. Родителями |
не |
родители допускают оставление ребенка (детей) без |
|
удовлетворяются |
пищи |
||
основные жизнен- |
родители допускают систематическое отсутствие |
||
ные |
потребности |
пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) |
|
ребенка (детей) |
(для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей |
||
дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школь- |
|||
ного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей со- |
|||
ответствующим физиологическим потребностям дет- |
|||
ского организма и не причиняющей вред здоровью |
|||
ребенка соответствующего возраста |
|||
родители допускают проживание ребенка (детей) в |
|||
жилых помещениях, в которых печи, теплогенери- |
|||
рующие агрегаты, газовое оборудование, электриче- |
|||
ские сети, электроприборы не соответствуют требо- |
|||
ваниям технических нормативных правовых актов |
|||
либо эксплуатационной документации на них, не- |
|||
работоспособны, демонтированы устройства автома- |
|||
тического (автономного) обнаружения и оповещения |
|||
о пожаре, надворные постройки и придомовая терри- |
|||
тория не соответствуют требованиям пожарной |
|||
безопасности и имеются условия, создающие непо- |
|||
средственную угрозу возникновения пожара |
|||
родители систематически не выполняют рекоменда- |
|||
ции медицинских работников по диагностике, лече- |
|||
нию и (или) медицинской реабилитации ребенка (де- |
|||
тей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью |
|||
родители препятствуют получению ребенком обяза- |
|||
тельного общего базового образования (в любой |
|||
форме его получения) |
|||
2. Родителями |
не |
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте |
|
обеспечивается над- |
до 14 лет неоднократно в течение года установлены |
||
зор |
за поведением |
факты привлечения к административной ответствен- |
|
ребенка и его обра- |
ности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об |
||
зом |
жизни, вслед- |
административных правонарушениях |
2 |
|||||||
Критерии социально |
Показатели социально опасного положения |
||||||
опасного положения |
|||||||
ствие чего ребенок |
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте |
||||||
совершает |
деяния, |
старше 14 лет в рамках административного либо |
|||||
содержащие |
при- |
уголовного процессов установлены факты, подтвер- |
|||||
знаки |
администра- |
ждающие что они не контролируют его (их) поведе- |
|||||
тивного |
правона- |
ние и местонахождение, вследствие чего ребенок |
|||||
рушения либо пре- |
(дети) привлечен к административной либо уголов- |
||||||
ступления |
ной ответственности |
||||||
3. Родители |
ведут |
в отношении родителей установлены факты привле- |
|||||
аморальный |
образ |
чения к административной ответственности за со- |
|||||
жизни, что оказы- |
вершение |
правонарушений, |
предусмотренных |
||||
вает |
вредное |
воз- |
статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, стать- |
||||
действие на ребен- |
ями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об |
||||||
ка (детей), зло- |
административных правонарушениях |
||||||
употребляют |
свои- |
в отношении родителей установлены факты потреб- |
|||||
ми правами и (или) |
ления наркотических средств, психотропных ве- |
||||||
жестоко |
обраща- |
ществ, их аналогов, токсических или других одурма- |
|||||
ются с ним (ними), |
нивающих веществ, употребления ими алкогольных |
||||||
в связи с чем имеет |
напитков, по результатам чего к ним применялись |
||||||
место |
опасность |
||||||
для жизни и (или) |
меры профилактического воздействия |
||||||
здоровья |
ребенка |
установлены факты жестокого обращения родителей |
|||||
(детей) |
с ребенком, физического и (или) психологического |
||||||
насилия по отношению к нему |
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров Республики Беларусь
15.01.2019 № 22
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке признания детей находящимися
в социально опасном положении
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее – государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
- Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь
о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:
выявление детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее – неблагоприятная для детей обстановка);
социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;
2
признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении – принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), – совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:
в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении; в организации и проведении социального расследования;
в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;
в реализации мероприятий.
- В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:
местные исполнительные и распорядительные органы; комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных
исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее – комиссии по делам несовершеннолетних);
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования);
учреждения образования; организации здравоохранения;
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);
3
территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;
территориальные органы внутренних дел; органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.
Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.
5. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 ”О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях“ (далее – координационные советы).
ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО
ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
6. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:
отделы образования, учреждения образования – при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;
организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и
4
оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;
органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг, осуществлении иных функций;
территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.
Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку
в пределах своей компетенции.
- При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
- Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.
5
ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
- Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни
и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).
- К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.
- Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.
Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.
Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.
- При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.
Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.
6
По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.
- Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:
обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении; рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации
в соответствии с законодательством.
- В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.
В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)
НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ,
КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ
И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ
- Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.
О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.
Координационный совет принимает одно из следующих решений: признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном
положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;
рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации
в соответствии с законодательством.
- Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих
7
дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.
- Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся
в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.
- Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:
о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;
о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в связи с переездом семьи на новое место жительство, в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.
- При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.
- Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.
- Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.
ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
22. Реализацию мероприятий обеспечивают:
22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:
организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;
принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;
формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);
22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;
22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:
в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;
организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;
22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:
обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;
обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;
обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;
22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:
создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;
оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;
22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:
в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;
консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);
обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;
консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;
осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);
обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:
в соответствии с законодательством назначают пенсии, пособия;
в установленном законодательством порядке оказывают государственную адресную социальную помощь семье, иные виды помощи, участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи в натуральной форме, иностранной безвозмездной помощи, а также помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;
в установленном законодательством порядке оказывают социальные услуги, в том числе пострадавшим от насилия в семье;
участвуют в профилактических мероприятиях по противодействию домашнему насилию;
в соответствии с законодательством при необходимости оказывают содействие родителям в трудоустройстве;
22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:
проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;
при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;
22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;
22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:
оказывают содействие в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;
22.11. организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг.