Использование ИКТ и ЭСО в работе учреждений дошкольного образования
Информационно-коммуникационные технологии, как прогрессивный двигатель современного общества, широко используются во всём мире и в различных сферах деятельности, так как являются наиболее доступным и коммуникабельным средством сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Использование ИКТ в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования, позволяет педагогу, наиболее полно развить и успешно реализовать способности ребёнка дошкольного возраста.
Целью работы, является использование ИКТ в обучении воспитанников, создание в образовательном процессе наиболее благоприятных условий, позволяющих подготовить разносторонне развитые личности.
Наибольшую популярность приобретает использование в работе с дошкольниками мультимедийных ресурсов и дидактических компьютерных игр.
Применение мультимедийных презентаций, помогает представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, сделать его эффективным средством наглядности в образовательном процессе и вызывать у детей огромный интерес в его изучении. Использование наглядного и демонстрационного материала в презентации позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, а также развить широкий спектр навыков и представлений у воспитанников.
Ресурсным методическим центром Учреждения образования «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С.Выготского разрабатываются программные продукты для детей дошкольного возраста, направленные на реализацию учебной программы дошкольного образования. Найти интересующие игры вы можете на сайте учреждения.
Национальным институтом образования разработаны электронные учебно-методические комплексы по образовательным областям «Ребёнок и природа» (автор кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Никашина), «Развитие речи и культура речевого общения» (автор С.В.Полягошко), «Искусство» (авторы Л.А. Пшеницына, Л.С.Ходонович), где применение графики, цвета, мультипликации, звука направлены на повышение мотивации, проявление активности, интереса детей к получению новых представлений.
Следует подчеркнуть, что в специально организованной деятельности педагоги применяют ИКТ и ЭСО в качестве фрагмента занятия, проводимого по подгруппам в компьютерном классе или фронтально с использованием интерактивной доски.
Заведующий государственного учреждения образования "Ясли-сад агрогородка Усяжа Смолевичского района" С.А.Разумова
Содержание двигательной активности воспитанников,
согласно учебной программе дошкольного образования
Двигательная активность Возрастная группа |
Первая младшая группа |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
|
от 2 до 3 лет |
от 3 до 4 лет |
от 4 до 5 лет |
от 5 до 6 лет |
от 6 до 7 лет |
|
Самостоятельная двигательная деятельность |
|||||
Утром |
15-20 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
После завтрака |
10-12 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
На первой прогулке |
40-45 мин. |
35-40 мин. |
40-45 мин. |
40-50 мин. |
40-50 мин. |
На второй прогулке |
30-35 мин |
35-45 мин |
30-35 мин. |
30-40 мин. |
30-40 мин. |
После сна |
10-12 мин |
10-12 мин. |
10-12 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
В разных видах деятельности |
60-90 мин. |
50-80 мин. |
80-100 мин. |
25-30 мин. |
25-30 мин. |
Двигательная активность в мероприятиях распорядка дня |
|||||
Утренняя гимнастика |
5-6 мин. |
6-7 мин. |
7-8 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
Физкультурные занятия |
2 раза в неделю 10-15 мин. |
3 раза в неделю 10-15 мин. |
4 раза в неделю 20-25 мин. |
4 раза в неделю 30-35 мин. |
4 раза в неделю 30-35 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках |
10-15 мин. |
20 мин. |
20-25 мин. |
25 мин. |
30 мин. |
Физкультурный досуг |
---- |
1 раз в месяц 20 мин. |
2 раза в месяц 25-30 мин. |
2 раза в месяц 30-35 мин. |
2 раза в месяц 35-40 мин. |
Физкультурный праздник |
---- |
---- |
2 раза в год 30-40 мин. |
4 раза в год 40-50 мин. |
4 раза в год 50- 60 мин. |
День здоровья |
---- |
4 раза в год |
4 раза в год |
4 раза в год |
4 раза в год |
Физкультминутки на занятиях |
---- |
1,5-2 мин. |
2-3 мин. |
3 мин. |
3-4 мин. |
Во время перерыва между занятиями |
---- |
10-12 мин. |
10 мин. |
10 мин. |
10-12 м |
Обучение спортивным упражнениям,
согласно учебной программе дошкольного образовани
Спортивные упражнения |
|||||
Катание на санках |
Скольжение по ледяным дорожкам |
Ходьба на лыжах |
Катание на велосипеде |
Катание на самокате, Спорт- роллере |
|
Первая младшая группа от 2 до 3 лет |
Катание ребёнка взрослым, скатывание с горки, сидя на санках; катание санок за верёвочку ребёнком; катание ребёнком на санках игрушек, снежков; попытки катать друг друга. |
Прокатывание детей взрослым, держа за руки. |
Ознакомление с лыжами; попытка стоять, сохраняя равновесие; переступание, попытки передвижения (скольжение). |
Посадка на трёх-(четырёх) колёсный велосипед, схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; катание с помощью взрослого и попытки передвижения самостоятельно; управление рулём с помощью взрослого и самостоятельно. |
---------- |
Вторая младшая группа от 3 до 4 лет |
Друг друга, вдвоём – одного; подъём на горку, везя за собой санки; спуск с невысокой горки, сидя на санках, поставив ноги на полозья; выполнение торможения, поставив ноги на снег (упор на пятки), руками, держась за края санок, немного отклонившись назад. |
С помощью взрослых (длина дорожки 1-1,5 м). |
Надевание и снимание лыж; уход за лыжами (очищение от снега); стояние на лыжах с сохранением равновесия; поднимание поочерёдно правой (левой) ноги; передвижение ступающим и скользящим шагом по утрамбованному снегу, ставя лыжи параллельно друг другу; выполнение поворотов направо (налево) на месте вокруг пяток лыж. |
На трёхколёсном велосипеде по прямой, по кругу; выполнять повороты, торможение; вращать педали, равномерно нажимая поочерёдно то одной, то другой ногой, не отрывая ступни от педалей; сидеть прямо, смотреть вперёд, свободно управлять рулём. |
--------- |
Средняя группа от 4 до 5 лет |
Катание друг друга; подъём с санками на горку, спуск с горки по одному и вдвоём; торможение при спуске с горки. |
Со страховкой взрослыми и самостоятельно (длина 1,5-2 м). |
Стоять на лыжах, приседать («пружинки»), передвигаться по лыжне переменным скользящим шагом (без палок), выполняя свободные движения руками; выполнять повороты переступанием на месте вправо и влево вокруг пяток лыж; подъём на пологую горку ступающим шагом, «лесенкой»; спуск с невысокой горки в низкой стойке; проходить на лыжах 0,5 км. |
Ездить друг за другом на трёх- и двухколёсном велосипеде; выполнять повороты, объезжать предметы, регулировать темп движения; выполнять торможение; уход (выполнение осмотра технического средства; протирание ветошью загрязнённых мест; регулировка высоты седла с помощью взрослого). |
---------- |
Старшая группа от 5 до 6 лет |
Катание на санках по одному (по двое); выполнение поворотов при спуске с горки направо (налево); поворотов и остановок (торможение) в обозначенном месте; выполнение заданий при спуске к горки (попадание снежков в цель; сбор предметов, расставленных вдоль склона; проезд в ворота, построенные из снега или нарисованные на снегу и др). |
По горизонтальной и наклонной после короткого (3-5) шагов разбега; выполнение приседания во время скольжения со страховкой взрослыми; выполнение движений руками (вперед, за спину, разведение в стороны и др.). |
Попеременным двухшажным ходом по пресечённой местности, повороты на месте (переступанием вокруг носков лыж) и в движении; подъём на невысокие горки «ёлочкой», «полуёлочкой»; спуск с горки, пополнение торможения при спуске «плугом», «полуплугом»; передвижение по лыжне с палками, передвижение в спокойном темпе 1 км. |
Самостоятельно садиться на двухколёсный велосипед; ездить по прямой друг за другом; «восьмёркой»; по дорожкам с разным грунтом; выполнять повороты и торможение в обозначенном месте. |
Знакомство техническим средством, уход за ним, катание по прямой, по кругу на правой (левой) ноге, отталкиваясь одной ногой; выполнение остановок. |
От 6 до 7 лет |
Спуск с горки вдвоём, выполнение поворотов, торможения, выполнение дополнительных заданий при спуске с горки |
После разбега на одной (со страховкой взрослого); вдвоём, втроём; выполнение отталкивания правой (левой) ногой при скольжении; сбивание ногами с дорожки льдинок (мелких предметов) |
Скользящим шагом до ориентира, между предметами (кеглями, флажками, фигурками из снега и др.); попеременным двухшажным ходом по пересечённой местности; повороты на месте на 180<sup> о</sup> (360<sup> о</sup>) переступанием и в движении; со сменой темпа передвижения; без опоры на палки (держа их в руках); спуск с невысокой горки с выполнением заданий (проехать в воротца, под препятствие и др.); ходьба в спокойном темпе до 2 км. |
Ехать на двухколёсном велосипеде с ускорением, замедлением темпа, по ограниченной площади (узкой дорожке); управлять велосипедом одной рукой; выполнять остановки в заданном месте. |
Передвижение на техническом средстве после неоднократного (3-4 толчка) отталкивания одной ногой («кто дальше») по прямой, между предметами, в воротца; свободная ориентировка в пространстве при передвижении по площадке; езда с сохранением заданных интервалов относительно едущих впереди и рядом; торможение и остановка в обозначенном месте. |
К спортивным упражнениям, согласно учебной программе дошкольного образования, относится и обучение плаванию. Работа с воспитанниками в этом направлении проводится со второй младшей группы (3-4 года). |
Обучение воспитанников спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проходит на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Для того, чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок.
Обучение элементам спортивных игр,
согласно учебной программе дошкольного образования
Элементы спортивных игр |
||||||
Старшая группа |
Баскетбол |
Футбол |
Хоккей |
Бадминтон |
Городки |
Настольный теннис |
от 5 до 6 лет |
Принятие стойки баскетболиста; передача мяча друг другу двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ловля мяча; ведение мяса поочерёдно правой (левой) рукой шагом и бегом; выполнение перемещений по площадке, остановок, поворотов; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди, одной рукой от плеча. |
Удары по мячу ногой с попаданием в предметы; прокатывание футбольного мяча правой и левой ногами в заданном направлении; передача мяча друг другу (на месте и в движении); ведение мяча «змейкой» между предметами; закатывание в ворота; выполнение остановок мяча ногами. |
Правильное держание клюшки; ведение шайбы (толчком и перекладыванием клюшки) в заданном направлении; выполнение бросков (на месте и в движении) друг другу; выполнение ударов по шайбе с попаданием в ворота; выполнение остановок шайбы. |
Правильное держание ракетки, выполнение подачи в сторону партнёра; отбивание волана ракеткой. |
Броски биты, отведя руку в сторону, занимая правильное исходное положение; представление о некоторых фигурах (5-6) игры; сбивание фигур, поставленных в ряд. |
___________ |
от 6 до 7 лет |
Принятие стойки баскетболиста; передача мяча друг другу двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча поочередно правой (левой) рукой шагом и бегом, забрасывание в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча; с места и в движении ловля мяча на разной высоте и с разных сторон; перемещение по площадке, остановки, повороты. |
Прокатывание футбольного мяча правой и левой ногами в заданном направлении; передача мяча в парах друг другу на месте и в движении, обведение его вокруг предметов; попадание в предметы; остановки мяча; подбивание подъёмом ноги; закатывание в ворота. |
Ведение шайбы клюшкой без отрыва его от шайбы в заданном направлении, вокруг предметов, между предметами; передача шайбы друг другу в парах на месте и в движении; забрасывание шайбы в ворота справа и слева с места и после ведения. |
Отбивание волана ракеткой; подача его партнёру через сетку и без неё; свободное передвижение по площадке с отбиванием волана ракеткой; игра в парах (с сеткой и без неё). |
Узнавание, называние и выкладывание нескольких (6-8) фигур городков; броски биты прямо рукой сбоку; выбивание фигур городков при разном их расположении с полукона и кона, используя наименьшее количество бит. |
Умение держать ракетку правильно; выполнение подготовительных упражнений с ракеткой и мячом (подбрасывание и ловля мяча одной рукой, удары мяча ракеткой о пол, стену и т.п.); отбивание мяча ракеткой после отскока от стола через сетку. |
ПРОГУЛКА. ЕЁ КОМПОНЕНТЫ.
Все педагоги знают, что пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение. Прогулки способствуют физическому развитию дошкольников, умственному воспитанию, формированию у ребят трудолюбия. Однако, чтобы прогулка была насыщенной и полезной воспитатель должен знать её компоненты и осуществлять грамотное руководство ей.
Для повышения теоретических знаний воспитателей, а также улучшения качества организации и проведения прогулки, для педагогов была подготовлена памятка с перечнем основных компонентов данного режимного момента и их составляющих.
Памятка
Организация и методика проведения прогулки в детском саду.
Продолжительность прогулки. Ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Общая продолжительность составляет 4 – 4,5 часа. В зимний период прогулки проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. Зимние прогулки для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15° С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
Подготовка к прогулке.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
- первая подгруппа детей, включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
- в летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.
Воспитатель средней и старшей группы предлагает воспитанникам внимательно посмотреть на себя в и случае необходимости устранить имеющиеся недостатки в одежде; в младших группах сам внимательно осматривает детей и устраняет неполадки в одежде детей.
Структура прогулки: (традиционная)
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Рассмотрим компонент подробнее.
1. Наблюдение.
В младшем возрасте занимают не более 7-10 минут. В старшем возрасте - от 15 до 25 минут, проводятся ежедневно, должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объекты наблюдений:
Ø Живая природа: растения и животные;
Ø Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
Ø Труд взрослых.
Ø Общественная жизнь.
Виды наблюдений:
· Кратковременные - организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления.
· Длительные - для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
2. Подвижные игры и физические упражнения.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Физическая нагрузка данного компонента зависит от предыдущих занятий. Время проведения подвижных и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних группах– 10-15 минут, в старших – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших – 12 -15 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). В младших группах рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя, животным). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей. В старшей группе - игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
3. Индивид работа. Исходя из учёта достижений воспитанников. Используются игры: дидактические, словесные, математические, рисование, упражнения по развитию движений. (в соответствии с разделами Учебной программы дошкольное воспитание).
4.Трудовая деятельность.
Длительность труда – не превышали 5-19 минут в мл. возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формы организации труда детей:
· Индивидуальные трудовые поручения;
· Работа в группах;
· Коллективный труд.
5. В самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе специально организованной деятельности и нерегламентированной, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр при прямом или косвенном руководстве педагога.
Составил: заведующий С.А.Разумова
Организация работы руководителя физического воспитания
по реализации инновационных технологий белорусских авторов
Руководитель физического воспитания
ГУО « Ясли-сад агрогородка Усяжа Смолевичского района»
Козич Наталья Ивановна
Одной из главных черт обновления национального дошкольного образования в Беларуси является создание инновационных педагогических технологий белорусскими учёными. За последние годы дошкольное образование республики пополнились защищёнными в науке и апробированными на практике инновационными педагогическими технологиями.
Обеспечить качество образовательного процесса по физической культуре помогают технологии:
Ларисы Дмитриевны Глазыриной «Повышение физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей»
Валентины Николаевны Шебеко «Формирование творческой активности ребёнка средствами физической культуры»
Согласно инновационным позициям, присущим технологиям белорусских авторов, за воспитанником сохраняется право на здоровье, допущение и исправление ошибок, выбор деятельности, свободу и самовыражение.
Главные черты инновационных технологий белорусских ученых, это:
приобщение дошкольников к культуре своего общества, менталитета белорусского народа, двойная адресованность (на ребенка и взрослого). Ребенок и взрослый рассматриваются как единый участник педагогического процесса.
Например, идея «мягкого» управления процессом обучения в технологии Ларисы Дмитриевны Глазыриной непосредственно связана с идущими в обществе, а точнее в его социокультурных сферах, процессами демократизации и гуманизации. Содержание технологии опирается на основополагающие принципы, разработанные автором:
- принцип синкретивности (от греч. synkretismos – соединение, объединение).В процессе физического образования и воспитания дошкольника необходимо создать такие условия, в которых его физическое и духовные возможности раскроются во всей полноте.
- принцип фасцинации (от анг. facination – очарованье)Важным фактором в физическом совершенствовании дошкольников является развитие у них интереса к процессу движений и двигательных действий. Ребенка нужно очаровать предметам. Очаровать окружающей действительностью. Дети должны очаровываться друг другом.
- принцип «подсознательной ферментации» (или размышления) ориентирован на организацию труда самого руководителя по физическому воспитанию. Это последовательный поиск собственных путей, обдумывание возможностей, а также почти автоматическое принятие именно таких решений, которые будут вести к успеху в организации двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста и тем самым к обогащению личного опыта педагога.
Каждый педагог при использовании средств физической культуры для формирования и становления личности ребенка должен ориентироваться на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок; возрастных, индивидуальных, физических и психических особенностей детей; широкого и умелого применения новых нестандартных форм и решений.
Этому как нельзя лучше помогает технология Ларисы Дмитриевны Глазыриной, которая ориентирует на то, чтобы вырастить ребенка человеком ответственным за свои поступки перед Родиной, природой, окружающими его людьми. В педагогическом осмыслении выдвинутая технологией идея имеет особый профессиональный смысл, основывающийся на реальности взаимодействия взрослого и ребенка.
В организации умственного и физического воспитания Лариса Дмитриевна Глазырина выделяет три составляющие:
обязательное обучение в форме специально организованного занятия; совместная свободная деятельность взрослого и ребенка;
совместная свободная деятельность самих детей.
В каждом из этих трех составляющих задачи умственного и физического воспитания взаимообусловлены.
Физические упражнения Лариса Дмитриевна Глазырина рассматривает не только как средство формирования двигательных умений, но и средство получения и закрепления информации об окружающем мире и самом себе, осознание себя как части природы, общества как личности.
В каждом моем занятии, проведенном по ее технологии, присутствует сюрпризный момент, моменты экспромта, необычное использование разнообразных предметов окружающей среды. Все это позволяет мне в естественных природных условиях формировать разнообразные движения, учить с любовью относиться к окружающему миру, осуществлять индивидуальный подход. На занятиях, по мнению Глазыриной важен голос педагога, который должен быть не командным, а естественным, помогающим создать комфортное состояние души, тела и разума.
Сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние.
По-новому развивает свою педагогическую технологию развития творчества дошкольников средствами физической культуры (автор Валентина Николаевна Шебеко).
Цель технологии – воспитание, развития личности ребенка
Целевые ориентации технологии:
Дидактические: формирование у детей осознанного отношения к двигательным действиям; обучение различным способом выполнения двигательных действий в условиях их творческого преобразования.
Развивающие: развитие творческого воображения, мышления, восприятия, психофизических качеств дошкольника
Воспитательные: воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, умения рационально их использовать, самовоспитание личности
Данная технология уходит от традиционных приемов физкультуры к творчеству в двигательной деятельности детей.
Технология этого автора позволяет мне как специалисту по физическому воспитанию стать в активную позицию самостоятельного поиска, дискуссии, выработать собственный подход к проведению физических занятий, овладеть самооценкой своего профессионального мастерства, постоянно его совершенствуя.
На экспериментировании со способами выполнения движений построена технология Валентины Николаевны Шебеко.
Систематизация физических упражнений находит отражение в действующей учебной программе дошкольного образования в разделе физическая культура. В дошкольном возрасте ребенок должен научиться выполнять ходьбу разными способами, бег, прыжки и т.д. Важно научить ребенка двигаться естественно и непринужденно, понимать особенности каждого вида движения, выбирать наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения. Физические упражнения сначала выступают как предмет подражания исходного материала для построения новых, более сложных двигательных действий.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх. Они являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движениях, необходимость найти новое решение двигательной задачи. Например: «Малыши взмахивают руками, «как птички»; прыгают, «как воробышки»; кружатся, «как листочки».
Творческая инициатива проявляется у детей при составлении комбинаций физических упражнений в подвижных играх, придумывании подвижных игр по материалам литературных произведений.
Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые способствуют развитию творчества дошкольников.
Так, творческий характер присущ игре «Ловишки». Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои физические силы, при этом самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий.
К индивидуальному или коллективному творчеству побуждают игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения движений по игровому сигналу («Стоп», «Замри», «Море волнуется» и др.) В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных действий.
Творческий процесс базируется на использовании ребенком известных способов выполнения двигательных действий в различных ситуациях, а также приобретение умений самостоятельно создавать новые движения (решение проблемно-двигательных задач и ситуаций). В технологии проблемно-двигательные ситуации и задачи направлены на создание ребенка новых способов двигательных действий.
К двигательной творческой экспрессии автор относит двигательные инсценировки - разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки. Они строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, детских литературных произведений и вызывают живой интерес у детей. Благодаря этим особенностям создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству.
На занятиях двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовленности, процесс деятельности является одновременно и результатом. Назначение таких занятий заключается в том, чтобы вызвать у ребенка соответствующий эмоциональный отклик, помочь «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.
Каждое занятие проходит в сказочной, волшебной атмосфере, которая позволяет зажечь восторгом глаза наших воспитанников. В настоящее время использую эту технологию для организации активного отдыха детей для проведения интересных развлечений, досугов, дней здоровья, спортивных праздников.
В своей работе с детьми делаю направленность не на достижение спортивных результатов и точной техники выполнения движений, а на развитие творческого воображения ребенка.
Обеспечение качества образовательного процесса по физической культуре
Заведующий ГУО"Ясли-сад агрогородка Усяжа
Смолевичского района»
С.А.Разумова
Организацию работы руководителя физического воспитания по обеспечению качества образовательного процесса условно можно поделить на несколько составляющих: формирование общей культуры всех участников образовательного процесса, его оздоровительная направленность, реализация личностно ориентированного подхода,выполнение учебной программы дошкольного образования, научно-методическое обеспечение и организация физкультурно-игровой среды.
1). Формирование общей культуры педагогов, воспитанников и родителей.
Если говорить о качестве образовательного процесса с позиции здоровьесбережения, то в первую очередь необходимо подчеркнуть работу руководителя физического воспитания, направленную на формирование общей культуры педагогов, воспитанников и родителей.
Содержание работы всех специалистов учреждения должно проходить в тесном сотрудничестве и обеспечивать качественное проведение мероприятий, направленных на развитие физического, психического и социального здоровья всех участников образовательного процесса.
Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, учитывая желания и настроение ребёнка.
Кроме этого, огромное значение имеет повышение статуса семейного физического воспитания.
2). Оздоровительная направленность образовательного процесса.
В каждом учреждении дошкольного образования разрабатывается система физического воспитания, учитывающая состояние здоровье воспитанников, особенности их физического развития, возраст, общую физическую подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально- личностные интересы педагогов, ведётся мониторинг здоровья.
С целью обеспечения индивидуально-дифференцированого подхода к воспитанникам, руководителем физического воспитания, совместно с медицинским работником, разрабатывается карта здоровья, которая доводится до сведения всех заинтересованных лиц: специалистов (музыкального руководителя, учителя-дефектолога), воспитателей, администрации учреждения.
Хочу подчеркнуть, что вся работа с детьми должна строиться с учётом состояния их здоровья, рекомендаций врача, характера заболевания, индивидуальных особенностей ребёнка (темперамента, характера, способностей, пола).
Обращаю ваше внимание на то, что в Постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 63 от 29 июля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь» в пункте 5 определено: для организации физического воспитания воспитанники распределяются на основную, подготовительную, специальную медицинские группы, группу лечебной физической культуры.
Оздоровительная работа затрагивает каждую минуту пребывания ребёнка в детском саду. Это не только развитие движений детей, это оздоровительная направленность всего образовательного процесса. Так, к примеру, все педагоги должны знать, что:
- подвижные игры и физические упражнения проводятся в конце прогулки (в начале прогулки только в тёплое время года) 2 раза в день во всех возрастных группах;
- как обеспечить дифференциацию физической нагрузки на воспитанников в разновозрастных группах;
- какими по форме могут быть физкультминутки.
Здесь ведущая роль в обучении и организации работы отводится руководителю физического воспитания, который является координатором всей оздоровительной работы в учреждении. Это физическое развитие воспитанников, выполнение распорядка дня, организация двигательной активности и закаливания, формирование основ здорового образа жизни. Работа руководителя физического воспитания должна строится в трёх направлениях: дети, педагоги, родители.
3). Реализация личностно ориентированного подхода.
Реализация личностно ориентированного подхода заключается в создании для каждого ребёнка ситуации успеха (относительно своих, личных достижений).
Личностно ориентированная образовательная модель физического воспитания предполагает:
- дифференциацию заданий с учётом состояния здоровья (учёт группы здоровья, медицинские группы по физкультуре);
- использование здоровьесберегающего подхода при организации всех форм работы с детьми (длительность занятий и других форм работы, обеспечение достаточной двигательной деятельности, моторной плотности занятия, интеграция различных видов деятельности (физическая культура и музыка, физическая культура и элементарные математические представления, ребёнок и общество и физическая культура), создание благоприятного эмоционального климата, использование поощрений, одобрений и др.);
- развитие личности ребёнка средствами физической культуры, формирование потребности в двигательной деятельности;
- укрепление и сохранение здоровья на основе навыков ЗОЖ;
- предпочтениедолжно отдаваться индивидуальным и групповым формам работы(организацияиндивидуальной работы, дифференциация заданий, работа в подгруппах и др.).
Ещё одним немаловажным фактором, обеспечивающим качество здоровьесберегающей системы, является «определение оптимальной учебной нагрузки на ребёнка». Данное требование определено в образовательных стандартах дошкольного образования, таблица 2 «Критерии оценки качества дошкольного образования».
Руководителю физического воспитания следует обратить внимание на то, что образовательный процесс необходимо строить без увеличения максимально допустимой учебной нагрузки на воспитанников, определённой Типовым учебным планом дошкольного образования.
Длительность занятия в средней и старшей группах зависит от их количества, с учётом занятий сверх базового компонента.
Чтобы просчитать учебную нагрузку, необходимо умножить общее количество учебных часов (занятий) на длительность одного занятия и разделить на 60(15*20/60). Полученный показатель не должен превышать максимально допустимую учебную нагрузку. Длительность каждого занятия прописывается в учебном плане учреждения образования.
4). Качественная реализация учебной программы дошкольного образования.
Качество образовательного процесса по физическому развитию воспитанников необходимо обеспечивать, реализуя в полном объёме учебную программу дошкольного образования, где чётко для каждого возраста определена работа по формированию культуры движений и их освоению.
В программе определены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для каждой возрастной группы. Важно обеспечить выполнение всех программных требований: обеспечение двигательной активности, обучение движениям и воспитание физических качеств, обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр и др.
Мы постарались максимально раскрыть Вам содержание учебной программы дошкольного образования, представив на электронном носителе перспективное планирование по обучению движениям и воспитанию физических качеств для всех возрастных групп, наглядно представить систему работы по обучению спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, содержанию двигательной активности с помощью памяток.
5. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Говоря о качестве образования,нельзя не сказать о научно-методическом обеспечении образовательного процесса. За последние несколько лет изданы учебные пособия, утверждённые Национальным институтом образования Министерства образования Республики Беларусь содержание которых направленно на реализацию направления «Физическое развитие воспитанников». Вы видите их на слайде.
Обеспечить качественное планирование и содержание образовательного процесса на основе задач учебной программы дошкольного образования помогают серии учебных изданий «Умней-ка!», «Мир детства», «Твоя столица».
Для реализации инаправления «Физическое развитие воспитанников» учебной программы дошкольного образования издано учебно-наглядное пособие «Физкультурная мозаика», автор В.А.Шишкина, которое является составной частью серии «Умней-ка!». Пособие предназначено для воспитанников 5-6 лет и направлено на обогащение знаний старших дошкольников о признаках здоровья, способах его сохранения и укрепления, о правилах пользования спортивным инвентарём, правилах безопасности при выполнении физических упражнений, правилах гигиены до и после физических упражнений.
Учебно-наглядное пособие «В мире движений» В.Н.Шебеко входит в серию развивающих игр «Мир детства». Пособие включает развивающие игры, направленные на обогащение двигательного опыта, интеллектуальное развитие детей от 3 до 5 лет (издание 2006 и 2013 года)
Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли» имеет пособие «Твоя столица»: стадионы и спортивные площадки Минска, автор Л.А.Горелова, включающее развивающие игры для детей от 5 до 6 лет. Они направлены на развитие интереса к физической культуре; приобщение к занятиям физической культурой, расширение представлений о многообразии видов спорта; обогащение знаний о спортивных объектах Минска, о выдающихся белорусских спортсменах; приобщение к идеям олимпийского движения.
6. Организация физкультурно-игровой среды.
Предметно-пространственная среда в учреждении дошкольного образования должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и стимулировать их самостоятельную двигательную деятельность. Необходимо выделить в помещении и на участке достаточное пространство для движения, иметь комплекты физкультурного оборудования, пособий, атрибутов, согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 года № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования». В приложении № 1 имеется перечень моторно-спортивных игрушек, игрушек и оборудования для спортивных игр, оборудования для физического развития. В приложении №2 определено оборудование для спортивных и игровых площадок.